0
В вашей корзине нет товаров
+37-544-77-898-52
RU
EN

Проектирование прикассовой зоны в магазинах: финальные штрихи к эффективности

Это не просто место, где оплачивают покупки. Касса — последний аргумент в борьбе за повторный визит в магазин. А все, что неподалеку: стойки, стеллажи и корзины — инструменты для продажи товаров импульсного спроса. Неграмотная организация прикассового пространства может перечеркнуть миллионные инвестиции. Но стоит учесть все нюансы — и поток покупателей вместе со средним чеком резко пойдут в гору. Чтобы так и случилось, придется найти правильные ответы на 3 вопроса.

Сколько касс вам нужно?

Нормативы дают точный ответ: для продовольственных магазинов — 1 касса на каждые 100 м2 торгового зала, для непродовольственных — 1 на каждые 160 м2. Практика же показывает, что это справедливо лишь для сравнительно небольших магазинов (до 750 м2). А, к примеру, хозяйственный супермаркет площадью 1 000 м2 легко обходится и 4–5 рабочими местами кассиров.

Не лучше ли организовать их впрок? Нет, и дело не только в месте, которое они занимают, и стоимости оборудования. Если неработающих касс слишком много, у покупателей складывается впечатление, что магазин переживает не лучшие времена. Начинать беспокоиться стоит, когда в пиковые часы число «мертвых» касс близится к половине.

А вот очереди — не порок. Наоборот, их полное отсутствие означает, что у покупателя попросту нет времени забросить в корзину еще что-нибудь, а кассиры не загружены как следует. То есть потенциал торговой площади и персонала растрачен впустую. Но важно, чтобы ожидание не стало раздражающим. Возьмите на вооружение 3 ключевых принципа:

  • чем больше времени покупатель провел в магазине, тем дольше он готов ждать в прикассовой зоне;
  • чем выше цены, тем ниже толерантность к очередям;
  • чем быстрее обслуживание, тем проще дается ожидание.

Как повысить эффективность работы кассиров?

Это только кажется, что сканировать штрихкоды — проще простого. Работа кассира монотонна, изнурительная и требует внимательности. Не говоря о том, что нерасторопный и раздражительный, а то и просто недостаточно приветливый кассир — удар по имиджу всего магазина. Ведь это последний, а часто и единственный, с кем взаимодействует покупатель.

Не спешите штрафовать сотрудников за невеселые выражения лиц. Сперва обеспечьте им достойные условия труда. Кассиры проводят сидя не менее 6 часов каждую смену. Легко ли улыбаться, когда поясница горит огнем, а ноги затекли? То-то же. Позаботьтесь, чтобы рабочее место контролера-кассира подразумевало не примитивный стул, а полноценное эргономичное кресло.

Поскольку, «пробивая» товары, кассир не опирается на верхнюю часть спинки и подголовник, на них можно сэкономить. Главное, чтобы такое кресло грамотно поддерживало поясничный отдел позвоночника, препятствовало нарушению кровотока в области таза и разгрузило копчик. Разумеется, металлическая крестовина, износостойкая обивка и долговечный наполнитель лишними тоже не будут.

Но правильное оформление прикассовой зоны не отменяет необходимости скриптов. Каждый по-своему понимает доброжелательное отношение к покупателям. Поэтому исключите самодеятельность, разработав подробную инструкцию (вплоть до точных фраз): как приветствовать, как задавать необходимые вопросы и как прощаться.

Какие товары размещать у касс и как это делать?

Вне зависимости от специфики магазина импульсный спрос чаще всего порождают:

  • Товары-напоминания. Необходимые покупателю, но обделенные его вниманием. К примеру, батарейки, лампочки, бритвенные станки и многие сезонные товары. В непродовольственных магазинах им полагается еще и основная точка продажи в торговом зале.
  • Товары-соблазны. Привлекательные и недорогие. От жвачек и шоколадных батончиков до ярких косметичек. Особняком в этой категории стоят многие детские товары. Но при планировании прикассового пространства не размещайте их рядом с деликатными товарами для взрослых, чтобы не ставить родителей в неловкое положение.
  • Акции и специальные предложения. Напоминания или соблазны — непринципиально. Главное, что клиент обретает дополнительный стимул сделать покупку. Скидки и товары в подарок — безотказный инструмент наращивания продаж.

Как разместить товары на стойках? Запомните всего 1 правило: нужно, чтобы ничто не мешало быстро и без лишних раздумий совершить покупку. Поэтому товарных позиций не должно быть слишком много, и они не должны повторяться. Используйте крупные и яркие ценники, а товарам, требующим предварительного выбора, подыщите другое место.

В заключение

Оформление прикассовых зон, как и многое в торговле, требует комплексного подхода. Планировка, мерчандайзинг, подробные сценарии общения с покупателями и даже подбор мебели — в этом деле побеждает тот, кто готов уделять внимание каждой мелочи.